Первый шаг на пути к тому, чтобы разобраться в SEO — понять, для чего нужна оптимизация сайта и из чего она состоит. Объясняем.
Search engine optimization — поисковая оптимизация — это доработка, развитие и продвижение сайта с учетом требований поисковиков.
Зачем SEO нужно интернет-магазинам, корпоративным порталам и даже лендингам с сайтами-визитками:
Несмотря на популярность соцсетей и мессенджеров, «Яндекс» и Google в топе по посещаемости в Рунете.
Крупнейшие ресурсы по данным Mediascope (Россия, август 2022)
Следовательно, поисковики остаются ключевыми источниками трафика на сайт. Так, по данным Data Insight, интернет-магазины получают примерно треть посетителей из поиска.
Data Insight: доли источников трафика у интернет-магазинов
У контентных проектов — корпоративных блогов, СМИ, информационных сайтов, зарабатывающих на рекламе, доля поискового трафика, как правило, еще выше. В этом можно убедиться с помощью Similarweb.
Пример: источники трафика lifehacker.ru согласно Similarweb
Медиа, бренды и агентства заинтересованы в поисковом трафике не только из-за его потенциального объема. Важное отличие от других каналов в том, что не нужно платить за каждый клик и переход на сайт, как в контекстной и таргетированной рекламе.
При этом, конечно, нельзя назвать поисковый трафик бесплатным, ведь особенно в начале нужно много вкладывать в контент, техническую оптимизацию и прочее. Но инвестиции в SEO приносят результат и окупаются в долгосрочной перспективе (от 4 до 12 месяцев).
Главная задача поисковой системы — дать качественный ответ на запрос пользователя. То есть выбрать среди множества сайтов наиболее релевантный, удобный, информативный, авторитетный. Так, например, поисковики учитывают при ранжировании:
Таким образом, когда вы делаете грамотную SEO-оптимизацию, вы не только повышаете трафик на сайт, но и параллельно улучшаете пользовательский опыт. Удобство и информативность дают посетителю повод дольше оставаться на сайте, возвращаться еще и еще, делать заказы, оставлять заявки.
Роста трафика и лидов, улучшение поведения на сайте можно ожидать только при использовании честного «белого» SEO. Серые и черные методы поисковой оптимизации, напротив, с высокой вероятностью приведут к пессимизации и санкциям.
Поисковая оптимизация сайта включает следующие виды работ:
Прежде чем предпринимать конкретные действия в SEO, нужно определиться с целями, стратегией и инструментами продвижения. Для этого проводятся:
Аудит действующего ресурса — сайт оценивают, насколько он соответствует требованиям поисковых систем. В процессе выявляются ошибки, например:
Проверить оптимизацию сайта для мобильных устройств можно с помощью теста от Google
Анализ конкурентных сайтов — сбор и сравнение данных по посещаемости и источникам трафика, количеству страниц, поисковым запросам, видимости в поисковых системах и другое.
Сбор и кластеризация семантического ядра — подбор и группировка поисковых запросов пользователей под которые будет продвигаться сайт. С учетом собранных ключевых слов и фраз:
Пример семантического ядра из медицинской тематики
К работам по внутренней оптимизации относят:
Внутренняя оптимизация также включает сугубо технические работы:
Битые ссылки можно искать с помощью Xenu — бесплатной десктопной программы
К работе над внешними факторами приступают, когда хорошо выполнена внутренняя оптимизация и проделаны все технические работы.
Внешнее SEO включает работу по анализу и добыче ссылок на сайт. Получить их можно, например, за счет:
Оценить качество площадки можно с помощью сервиса CheckTrust (бесплатно — 500 проверок)
На этапе разработки и тестирования невозможно учесть все нюансы взаимодействия пользователей с сайтом. То, что изначально кажется разумным для разработчика и заказчика, может оказаться неудобным для большинства посетителей. Системы веб-аналитики показывают, как пользователи ведут себя на сайте, и позволяют строить гипотезы по дальнейшему совершенствованию ресурса.
Важно постоянно изучать и учитывать пользовательский опыт при работе над сайтом. Поисковики учитывают при ранжировании такие показатели, как:
Большинство показателей можно оценить уже в сводке «Яндекс.Метрики»
Нижеперечисленные методы уже не входят в SEO-продвижение современного сайта. Часть из них просто устарела и неэффективна, часть — вредна и может привести к ухудшению рейтинга сайта в поисковых системах:
Закупка ссылок на биржах
Метод, который подразумевает платное и автоматизированное размещение внешних ссылок на сайт (с этим борются фильтры «Минусинск» от «Яндекса» и «Пингвин» от Google).
Прогон по каталогам, доскам объявлений, форумам
Еще один способ искусственно получить внешние ссылки на сайт.
Накрутка поведенческих факторов
Имитация действий реальных пользователей, то есть искусственное улучшение глубины просмотра, времени проведения на сайте и другое.
Текстовая переоптимизация
Когда текст включает много ключевых слов в неестественных словоформах, то есть написан для поисковых роботов, а не для людей («Яндекс» борется с этим с помощью фильтра «Баден-Баден»).
Продвижение по позициям (ключевым словам)
Сейчас тоже фактически бесполезно, так как выдача становится все более персонализированной. «Яндекс» и Google формируют результаты с учетом местоположения, истории запросов, устройства и многих других факторов.
СОВЕТ
Если кто-то предлагает вам подобные услуги, лучше не соглашайтесь. Даже бесплатно.
Теперь когда вы знаете, зачем нужно SEO и что включает в себя оптимизация сайта, можно двигаться дальше. Самостоятельно осваивать интернет-маркетинг по статьям, видео и книгам долго, тяжело и не очень эффективно. Лучше пойти учиться на онлайн-курс с преподавателями-практиками, домашними заданиями, разбором реальных проектов, возможностью стажировки и трудоустройства. Особенно, если кроме SEO, там изучают и другие направления: SMM, email-маркетинг, контекстную рекламу.